В России начинается строительство Северного широтного хода

Сегодня в России получают вторую жизнь многие важные проекты минувших лет, которые по каким-либо причинам не были доведены до своего завершения. Одним из таких проектов, о котором недавно заговорили на самом высоком уровне, стало строительство т.н. Северного широтного хода — железнодорожной магистрали вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Она должна будет связать две крупные региональные железные дороги — Северную и Свердловскую, а в перспективе протянуться еще дальше на восток, до порта Дудинка и Норильской железной дороги. В итоге, данная магистраль станет одним из ключевых инфраструктурных проектов в Арктике, способствующих ее интенсивному развитию. По ней можно будет ежегодно перевозить миллионы тонн самых разных грузов, что позволит разгрузить Северный морской путь и сделать логистику региона более разнообразной, а значит — надежной.

Северный широтный ход

История Трансполярной железнодорожной магистрали

Идея строительства железной дороги в Арктике возникла еще в конце 1920-х годов, и по первоначальной задумке она должна была пройти от Баренцева до Охотского моря. Однако, практическая реализация началась лишь в конце 1940-х годов, причем, в более скромных масштабах. Дорога должна была протянуться от Воркуты до Дудинки, и ее протяженность составляла чуть менее полутора тысяч километров. Строительство велось в течение шести лет (с перерывами) и за это время удалось завершить значительную часть от всего объема работ. Однако, после смерти в марте 1953 года И.В. Сталина реализация проекта была прекращена, а часть построенных участков — заброшена.

Один из забошенных участков Трансполярной магистрали сегодня

О необходимости подобной транспортной магистрали вспомнили в середине 2000-х годов, когда появилась необходимость в развитии промышленного потенциала Ямало-Ненецкого АО и Северного Урала. Тогда и началась разработка проекта Северного широтного хода (СШХ), который в 2008 году был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года. Затем, в первой половине 2010-х годов было произведено согласование проектной документации, а в 2016 году власти ЯНАО и РЖД подписали соглашение, предусматривающее строительство СШХ. К осени 2019 годы завершилась геодезическая и геологическая разведка по всей протяженности будущей трассы, а в 2020 году были построены все объекты вспомогательной инфраструктуры.

СШХ дойдет и до порта Сабетта

Наконец, в апреле 2021 года президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости скорейшего запуска СШХ, для чего он счел возможным использовать средства целевого инфраструктурного кредита. А совсем недавно, 13 августа министр экономического развития Михаил Решетников в ходе совещания сообщил, что СШХ нужно начинать строить «как можно скорее».

Каким будет Северный широтный ход

Общая протяженность СШХ должна составить 707 километров и по завершении строительства он свяжет между собой города Лабытнанги и Надым. Общая стоимость строительства превышает 200 млрд рублей, которые будут получены из разных источников. Значительная часть требуемых средств будет взята из Фонда национального благосостояния, кроме того, на это выделят деньги из госбюджета в виде целевого кредита. Строительные работы должны начаться уже в ближайшее время, а их завершение планируется на 2027 год.

После ввода в эксплуатацию СШХ в полном объеме по нему ежегодно будет перевозиться до 24 млн тонн грузов, из которых значительную часть займет газовый конденсат, а также стандартные грузовые контейнеры. Новая железная дорога свяжет ЯНАО с другими регионами страны и даст возможность разгрузить Свердловскую железную дорогу. В итоге время перевозки грузов сократится на двое-трое суток.

Таким будет построенный на трассе СШХ новый мост через Обь

Новая железная дорога станет способствовать освоению регионов Восточной Сибири, богатых нефтью и газом. Она также будет сопряжена с Норильской железной дорогой и в перспективе может быть продолжена еще дальше на восток. Непосредственное строительство и последующая эксплуатация позволит создать новые рабочие места и повысит занятость местного населения. Наконец, в ходе реализации проекта через Обь будет построен крупный железнодорожный мост, совмещенный с автомобильным, что увеличит транспортную связность европейской и азиатской частей России.

Источник: https://zen.yandex.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *