Корона? Крест? Нет, котел гуннов из музея в Москве — вот древний символ власти и даже Бога

В центре мира — огонь, над ним котел, в котле булькает добыча. Кто распределяет блага из котла, тот и Главный, понятное дело.

Это я буквально описываю уникальную — случайную — находку, сделанную в 1884 году на берегу реки Осока в Симбирской губернии, где-то между деревнями Кудажлейка, Живайкино и Кармалейка (ныне Барышский район Ульяновской области).

Котел гуннского типа, бронза, конец IV-V вв. Высота — 59 см, диаметр устья — 31 см. © Государственный исторический музей, Москва

Котел гуннского типа, бронза, конец IV-V вв. Высота — 59 см, диаметр устья — 31 см. © Государственный исторический музей, Москва

Видите стрелку на бронзовом боку? Четыре стрелы тут указывают на стороны света.

«Крупный орнаментированный котел, собранный из отдельных литых деталей, по праву является символом эпохи Великого переселения народов», — описывает этот предмет Государственный исторический музей. Красивая вещь принадлежала гуннам — тому самом союзу кочевых племен из степей Центральной Азии, который в V веке погубил могучую Западную Римскую империю.

«Относительно небольшое для колоссальной территории от Урала до Франции количество находок таких котлов, а также изготовление их миниатюрных копий свидетельствуют об особом к ним отношении — их берегли, возможно, передавая из поколения в поколение. Котлы для кочевников Евразии были связаны с культом солнца и огня», — подчеркивает ГИМ.

Котел с тремя фризами орнамента, скифская культура, бронза, 375-325 гг. до н.э. Высота — 49 см. Найден в кургане Раскопана Могила близ станицы Михайловка, Приднепровье, Украина. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Котел с тремя фризами орнамента, скифская культура, бронза, 375-325 гг. до н.э. Высота — 49 см. Найден в кургане Раскопана Могила близ станицы Михайловка, Приднепровье, Украина. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вот так вот — носишь котелок вместо крестика, и чувствуешь себя под защитой высших сил. Логика тут прямая и железная, как рельс. В деревнях еще совсем недавно еду за столом распределял отец — хоть с маленькой буквы его назови, хоть с большой. Значит, котелок-чугунок — его атрибут и инструмент, как молнии у Зевса.

Кстати, русское слово «бог» имеет общеславянское происхождение и родственно санскритскому bhagas — «податель благ».

И не только у славян с гуннами так. Древнеирландский бог земли Дагды (др.‑ирл. Dagda, «Хороший бог»), скажем, имел котел с именем, как у торпедного катера Черноморского флота — «Неиссякающий». Из него бог мог накормить любое количество желающих, причем каждый вынимал из котла именно столько, сколько заслужил.

Какой-то знакомый сюжет, да? Пять хлебов, две рыбки, чудо умножения. Или, например, скатерть-самобранка — тут кто с каким источником лучше знаком, тот и вспоминает.

Но, как говорят в телемагазинах, и это еще не все. Кипящая вода из котла исцеляла раны воинов, а если воин совсем погиб — кинь его в «Неиссякающий», и он будет жив-здоров.

Опять звучит знакомо.

Глиняный чан, высота 40 см. Конец IV — начало III тыс. до н.э., волосовская культура. © Государственный исторический музей, Москва

Глиняный чан, высота 40 см. Конец IV — начало III тыс. до н.э., волосовская культура. © Государственный исторический музей, Москва

Этим сюжетам уж и неясно, сколько лет. Много. Вот, поглядите — 30-литровый глиняный монстр, в котором 50 веков назад где-то в Рязанской области люди волосовской культуры варили себе обед (внутри нашли остатки пригоревшей пищи). И, видимо, не только. Анализ показал, что в глину при изготовлении чана добавили пух и перья водоплавающих птиц, рыбьи кости.

Улавливаете древний намек? Тут представлены все стихии: глина из земли, рыба из воды, птица — из воздуха. И все это стоит на огне. «Современные эксперименты не принесли никаких доказательств особой эффективности этой технологии», — комментирует ГИМ. А у археологов есть негласное правило: если некие сложные действия не приносят понятной пользы изготовителю, значит они — в пользу Бога.

Но почему гунны — вернемся снова к ним — оставили свой священный предмет, да еще и на берегу какой-то заштатной Осоки? Котлы вообще часто находят в реках и болотах. Древние считали водоемы сакральной границей между Этим миром и Сверхъестественными сферами (миром мертвых). Если божеству нужно было что-то подарить — это «что-то» кидали в воду.

Например, кельты проводили на берегах рек ежегодный праздник сбора урожая, сейчас известный как Самайн. В ночь на 1 ноября они разводили костры и варили в котлах мясо жертвенных животных. Все были уверены, что вокруг костра собираются не только живые, но и мертвые предки, кельтские бабушки и дедушки.

Котел, бронза, 800-600 гг. до н.э. Высота — 69 см, ширина — 52 см © Британский музей, Лондон

Котел, бронза, 800-600 гг. до н.э. Высота — 69 см, ширина — 52 см © Британский музей, Лондон

Полюбуйтесь, какого бронзового монстра выловили в 1861 году из Темзы в Лондоне — он на 70 литров, можно накормить целое племя, еще и духам останется

Нам от тех времен, кстати, остался праздник Хэллоуин. И не только. Вечеринки кельтов были настолько грандиозными, что память о них на Британских островах жила тысячи лет. В 1606 году небезызвестный Уильям Шекспир в своем «Макбете» впервые художественной литературе описал котел как инструмент ведьмы. Вспомним эти бессмертные строки:

«Разом все вокруг котла!

Сыпьте скверну в глубь жерла!

Жаба, меж сырых камней

Тридцать семь ночей и дней

Ядом превшая во сне,

Раньше всех варись на дне…»

Гравюра «Три ведьмы», иллюстрация к пьесе Уильяма Шекспира «Макбет». Генри Говард, Великобритания, 1806 год. © Британский музей, Лондон

Гравюра «Три ведьмы», иллюстрация к пьесе Уильяма Шекспира «Макбет». Генри Говард, Великобритания, 1806 год. © Британский музей, Лондон

И теперь попробуй представь колдунью без булькающего зелья! Вот так вот: ничего не исчезает, все становится частью нашей сложной картины мира.

Гуннский котел можно рассмотреть в 7 зале Государственного исторического музея в Москве. На этих новогодних каникулах музей открыт до 21:00 каждый день, включая понедельник.

Источник: https://zen.yandex.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *