Блокадный Ленинград обязан жизнью бывшему министру Временного правительства

Александр Васильевич Ливеровский был удивительной фигурой, значимой при последнем Самодержце. Технарь до мозга костей, отличный инженер железнодорожного сообщения, грамотный управленец, достигший больших высот, он крепко стоял на ногах, жил зажиточно, за счет своих умений и труда.

Именно Ливеровский в 1893 году забил первый костыль под Челябинском в строительстве Трансиба, когда тянул ветку до Кургана (забил и последний, в конце пути, в 1915 году, и чрезвычайно гордился этим), а также проектировал тоннели этого дороги и все ее коммуникации. Это позволило в кратчайший срок создать мощную и современную магистраль для того времени, развивающую Дальний Восток и окраины Российской империи.

Везде, где бы не трудился Александр Васильевич, он всегда заботился о людях. Его стараниями были электрофицированы общежития для рабочих (впервые в России!), созданы столовые, пункты приема пищи, станционные больницы, фельдшерские пункты, аптеки.

Путешественник Ф.Нансен, А.В.Ливеровский (крайний слева) и группа путейских инженеров. Источник изображения: wiki-org.ru

Путешественник Ф.Нансен, А.В.Ливеровский (крайний слева) и группа путейских инженеров. Источник изображения: wiki-org.ru

Норвежский путешественник Ф.Нансен, побывавший в 1913 году на строительстве дороги, которым руководил Ливеровский, писал:

«Состояние многочисленных рабочих относительно недурно. Санитарные условия, по-видимому, хороши, больных среди рабочих немного. На больших станциях имеются больницы.

Мы посетили некоторые из них. Везде так светло, чисто, все в таком порядке, что приятно взглянуть…»

А в 1915 году Ливеровский уже назначен начальником Управления по сооружению железных дорог Министерства путей Российской империи. Должность эта ему не нравилось (как он сам признавался). Реляции, канцелярщина, кипы документов… Всё это тяготило его и Александр Васильевич откровенно скучал по строительству железных дорог.

Но приходилось решать важные государственные вопросы, шла война, и в кабинете своем Ливеровский находился не часто, а служебное время проводил в инспекциях и разъездах.

Источник изображения: museum.mintrans.ru

Источник изображения: museum.mintrans.ru

Ливеровский беззаветно любил свою работу и отдавался ей всей душой. Он отмечал:

«Что может быть радостнее, чем видеть как где-то в глухой тайге, в пустынной, безлюдной, бездорожной местности изо дня в день растут насыпи, углубляются выемки, расступаются горы, давая проход рельсовому пути, смиряются буйные потоки, оседланные красивыми мостами, и многоводные величественные реки подчиняются всепокоряющему человеческому уму…

Воображаемое становится действительностью. Есть из-за чего работать. Есть ради чего учиться…»

Что толкнуло царского чиновника на дружбу с вечно гонимым поляком, революционером Дзержинским? Порядочность. Познакомились они случайным образом. В 1905 году Дзержинский совершил очередной побег из ссылки, его преследовали. Беглый революционер забежал в ближайшее здание, гостиницу и вошел в первый попавшийся номер. Номер этот снимал инженер Ливеровский.

Железнодорожник укрыл у себя беглого. А жандармы не посмели обыскивать номер начальника строительства железной дороги. Позже Ливеровский дослал для Феликса Эдмундовича фальшивый паспорт, снабдил его деньгами и билетом в европейскую часть России.

Эпизод проходной и незначительный, но именно он сыграл свою роль, когда Временное правительство (а Ливеровский исполнял в нем обязанности министра железной дороги) было арестовано. Ливеровского не трогать! — приказал Дзержинский и бывшего министра выпустили из Петропавловки под обещание не участвовать в борьбе против Советов, его дом обходили пролетарские экспроприации и подселения.

Но в Питере голодно, холодно и опасно. А здоровье Ливеровского пошаливало. Кроме того, он отказался работать на советскую власть (а ему предлагали возглавить техническое руководство народным комиссариатом путей сообщения), не верил в ее надежность, а в связи с этим остался без работы, пайка и дров.

Ливеровские довольно быстро проели все сбережения и деньги, вырученные на толкучке за ценные вещи. Посоветовавшись с женой Марией Владимировной, Александр Васильевич принял решение уехать на юг, под Сочи, где, казалось, выжить проще (у Ливеровских в Мацесте имелся дачный домик).

Однако и в Мацесте пришлось несладко. Александр Васильевич хватался за любую работу, трудился кухонным рабочим в трактире, садовником, сторожем, сигнальщиком на маяке. Власть постоянно менялась, то белые, то красные.

У Белой гвардии на Ливеровского имелся зуб. Ведь именно он, будучи министром, распорядился отказать Лавру Георгиевичу Корнилову в локомотивах и вагонах для перевозки армии. Кроме того, Ливеровский распорядился тогда разобрать пути и стрелки на станциях Дно и Новосокольники, чтобы задержать войска.

«Генерал-диктатор» не смог захватить Петроград в августе 1917 года и крепко обиделся на Ливеровского.

В своих записках Лавр Георгиевич писал:

«И нужно же было этой cвo..чи Ливеровскому вмешаться в это дело и разобрать стрелки, это сильно нам помешало…»

А взял бы генерал Корнилов Питер и укрепился во власти — у большевиков не было бы ни единого шанса успешно осуществить свою Октябрьскую социалистическую революцию.

Когда приходили красные  Ливеровский присматривался к советской власти. Когда приходили белые — прятался и тоже присматривался. И со временем Александр Васильевич сделал для себя один вывод. По всему выходило, что большевики лучше белых заботятся о населении, участвуют в хозяйствовании, стараются наладить экономику, управление, в то время как белогвардейцы и бандиты лишь все расхищали и пропивали.

В 1921 году Ливеровский устроился инженером на строительство Черноморской железной дороги. А в 1923 году его разыскал Ф.Дзержинский, настоятельно предложил прибыть в Москву и участвовать в работе Народного комиссариата путей сообщения. Ливеровский в этот раз согласился.

Источник изображения: rzd-expo.ru

Источник изображения: rzd-expo.ru

В 1924 году Ливеровский уже в Ленинграде. Он преподает в институте путей сообщения, передает свой опыт молодежи, участвует в научной деятельности по изучению особенностей строительства в условиях вечной мерзлоты, устойчивости сооружений на берегах озер и морей, проектирования и стабилизации сооружений в районах оползней, постройки дорог на болотах, строительства в сейсмических районах, методов строительства в зимнее время, занимается многим другим.

Ливеровский возглавляет деканат, становится профессором. Параллельно с этим возглавляет строительство железной дороги «Ленинград-Рыбинск». А также консультирует Госплан СССР, разрабатывает предложения по индустриализации страны.

Александр Васильевич являлся одним из экспертов проекта Московского метрополитена. Вопреки мнению многих специалистов, совместно с А.Н. Пассеком, он доказал целесообразность глубокого заложения тоннелей московской подземки. Изначально ее собирались тянуть местами наружным способом и прямо под мостовой, что грозило постоянным обрушением сводов.

Работы у Ливеровского было много и вся интересная, требующая ума, великого упорства и активности.

В 1926 году Ливеровский выезжает в Германию в длительную научную командировку, знакомится с немецкими, чешскими, французскими технологиями (то было время активного международного сотрудничества и перенимания ценного опыта). Александру Васильевичу предлагали остаться за границей, обещали высокую должность и кафедру — он отказался.

В 1931 году Ливеровский, в составе в составе правительственной комиссии, выезжает на Байкал, работает над проблемой «воды» (т.е. «мокрых» выемок, когда подземные воды подходят к насыпям и размывают их) при переводе Байкальской дороги с однопутной на двухпутную. Именно он придумал систему дренажных железнодорожных колодцев, отсекающую воду от путей.

В 1933 году, когда хватали многих «бывших», командировку 1931 года ему припомнили, а заступиться за Ливеровского было некому (Ф. Дзержинский к тому времени ушел из жизни).

Ливеровский обвинялся в участии в контрреволюционной организации. Видные чекистыТ. Нейштадт и Я. Перельмутер, А.Кишкин, обманным путем, требовали от него показаний во вредительстве, утверждая, что тем самым он поможет Родине организовать судебный процесс ОГПУ над правыми троцкистами-вредителями.

Запутавшийсь, Ливеровский оговорил себя, признав, что в 1931 году вредил советами на строительстве Байкальской железной дороге. Сидел в ленинградской тюрьме ОГПУ, затем в Бутырках. Ни одного своего коллегу при этом он не оклеветал.

В 1934 году выпущен на свободу и по указанию И. Сталина, как ценный специалист, был отправлен на борьбу с оползнями, которые разбивали Байкальскую железную дорогу. Без Ливеровского с проблемой «воды» справиться строителям не удавалось. С заданием справился успешно, никаких вредительств при этом замечено не было и от Ливеровского отстали.

Источник изображения: rzd-expo.ru

Источник изображения: rzd-expo.ru

Из анкетный данных А.В Ливеровского:

Вопрос «Привлекались ли к суду, следствию, бывали ли арестованы, подвергались ли наказаниям в судебном порядке, когда, где и за что именно?»

Ответ: «К суду и следствию не привлекался. Был арестован в Ленинграде в марте 33 г. и в Москве в сентябре того же года по оговору. Оба раза был освобожден с восстановлением в должности. Наказаниям в судебном порядке не подвергался…

Осенью 1941 года, профессор Ливеровский вместе со многими ленинградцами оказался в осажденном городе Ленина. Будучи в преклонном возрасте, он продолжал помогать дельными советами сражающемуся городу, участвовал в работе Комитета Обороны, был консультантом УВВР-2 Ленинградского фронта.

В дни беспрерывных боёв на Ораниенбаумском плацдарме Ливеровский часто выезжал на передовую, осматривал разбитые рельсовые пути, руководил их ремонтом. Руководил также и строительством противотанковых заграждений. А ведь было ему уже глубоко за семьдесят!

Когда остро встал вопрос об прокладке пути через Ладожское озеро, Ливеровский засел за расчеты. Дорога должна была получиться крепкой, надежной, экономичной, с хорошей пропускной способностью. Профессор работал над этой проблемой днем и ночью, он изучал плотность льда, особенности донного рельефа, снеготаяния. Ходить он уже самостоятельно не мог, загибался от дистрофии, но требовал, чтобы его вывозили на Ладогу, для проверки работ.

Именно Ливеровский внес бесценное предложение маскировать дорогу с помощью оптического обмана, и вражеские бомбардировщики часто бомбили совсем другие, «не активные» участки Ладоги. Эта дорога, Дорога Жизни, спасла сотни тысяч человек и в этом огромная заслуга Александра Васильевича Ливеровского.

Быт осажденного города сплачивал людей, притягивал их друг к другу. Было тяжело с питанием, с водой, буржуйки приходилось топить паркетом и венскими стульями. Ливеровские приютили у себя семью ленинградцев Покровских, чей дом был разбомблен, ведь вместе повеселее будет, да и легче. А.М. Покровский позже вспоминал, как его, тогда еще мальчика, поразила уникальная библиотека Ливеровских:

«Главный интерес в квартире для меня представляли книги. Вдоль стен столовой располагались книжные шкафы со всеми томами энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в кабинете вдоль стены со спальней в таких же шкафах стояли собрания сочинений Шекспира, Шиллера, Байрона большого формата с иллюстрациями, тоже издательства Брокгауза и Эфрона, а также издания классиков — Чехова, Шелера-Михайлова и других…»

Многие ленинградцы от безвыходности топили печки своими книгами, но только не в этой семье.

В июле 1942 года истощенного старика с женой эвакуировали в Москву, на лечение, больше тянуть было нельзя. Но в 1944 году он вернулся в Ленинград и теперь помогал в его восстановлении.

Источник изображения: ridero.ru

Источник изображения: ridero.ru

Родина высоко оценила его вклад в деле обороны города Ленина. Александр Васильевич был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1942), орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, орденом Ленина.

До самых своих последних дней Ливеровский жил трудом, воспитывал и обучал своих любимых студентов, будущих строителей железных дорог. Александр Васильевич покинул этот мир 19 декабря 1951 года, но память о нем в железнодорожном ведомстве России чтят до сих пор.

На учебниках Ливеровского выучилось не одно поколение советских путейцев, его знания дали толчок к развитию железнодорожной системы будущего. Это был достойнейший человек того времени, передовой.

Источник: https://zen.yandex.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *