Приглядитесь, вдруг у вас тоже есть посуда музейного уровня: художественное стекло завода «Неман»

«Такая посуда может быть только в музее, вряд ли она сохранилась у кого-то на руках». Примерно такой комментарий написал недавно один из моих читателей, когда я рассказывала о выставке продукции Императорского стеклянного завода 18-н.20 века.

Конечно, тогда речь шла об уникальных, эксклюзивных изделиях, изготовлявшихся преимущественно для императорского двора. Однако сегодня докажу своим читателям, что посуду музейного уровня вполне можно обнаружить и у себя в кухонном шкафчике.

Речь идет о продукции стеклозавода «Неман» и проходящей в настоящей момент в музее Кусково одноименной выставке.

Приглядитесь, вдруг у вас тоже есть посуда музейного уровня: художественное стекло завода "Неман"

История завода началась в 1883 году, когда помещик Зенон Ленский построил в своем имении Заенчицы Лидского уезда стекольный завод по производству пивных бутылок и банок. Уже в 1891 году он сдаёт гуту в аренду чехам — главному инженеру Дядьковского стеклозавода Вильгельму Краевскому и руководителю художественной мастерской завода, живописцу Юлиусу Столле. Рассказ об истории Дятьковской хрустальной фабрики можно прочитать ЗДЕСЬ.

Предприимчивые чехи расширяют производство, начинают выпуск ваз, жардиньерок, изготовляют ламповое стекло, начинают варить хрусталь. Через 8 лет компаньоны приобретают завод в Березовке, который становится головным предприятием компании «Краевский и Столле» и называется «Хрустальная фабрика Неман».

В начале Первой мировой войны завод налаживает производство стеклянных изоляторов для нужд русской армии, что позволяет обеспечить предприятие работой.

 Двойная ваза-жардиньерка из цветного прессованного стекла, Стеклозавод "Неман фирмы "Ю. Столле и сыновья", 1930-е годы

Двойная ваза-жардиньерка из цветного прессованного стекла, Стеклозавод «Неман фирмы «Ю. Столле и сыновья», 1930-е годы

Однако в 1915 году, отступая, русские войска поджигают стеклозаводы со складами готовой продукции, владельцам удаётся вывезти лишь самое ценное оборудование. По условиям заключённого в 1921 году Рижского договора часть Белоруссии, на которой в том числе располагались стеклозаводы, отходит Польше.

Уже к середине 1920-х выпуск стеклянных изделий на «Неман» возобновляется. Столле с сыновьями решают сделать упор на массовое прессованное стекло — недорогое в производстве и доступное покупателям.

Предметы сервировки, выпускавшиеся "Неман" в 1930 годы

Предметы сервировки, выпускавшиеся «Неман» в 1930 годы

При производстве использовались прессование и гутная техника, матирование и гравировка

При производстве использовались прессование и гутная техника, матирование и гравировка

Особой популярностью пользуются предметы в стиле вошедшего в моду ар-деко из толстостенного стекла, например — вазы, повторяющие модели известных фирм.

Справа - стеклянная ваза-шар "А-ля Moser"

Справа — стеклянная ваза-шар «А-ля Moser»

К середине 30-х годов «Неман» превращается в одного из известнейших польских производителей стеклянной посуды, компания имеет свои представительства в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, активно экспортирует продукцию в США, Канаду, Францию, Великобританию, на Ближний и Дальний Восток.

В 1939-м территория, на которой располагается завод, входит в состав БССР, владельцы завода эмигрируют в Польшу. А продукция «Неман» становится образцом для подражания для советских стекольных заводов.

Летом 1940 года сотрудники Государственного экспериментального института стекла начинают изучать технологии «Немана» по производству прессованного стекла. Первым образцом становиться розетка из розалинового стекла с геометрическим декором.

Наверху - та самая розалиновая розетка, по которой советские стекольные заводы стали осваивать технику изготовления посуды из прессованного стекла

Наверху — та самая розалиновая розетка, по которой советские стекольные заводы стали осваивать технику изготовления посуды из прессованного стекла

В этом же и следующем году Дятьковский хрустальный завод и стеклозавод «Красный гигант» начинаю выпуск продукции из цветного прессованного стекла по моделям из каталога изделий фирмы «Столле и сыновья».

Образцы изделий, скопированных в 1940-1941 году советскими стекольными заводами по каталогам Неман

Образцы изделий, скопированных в 1940-1941 году советскими стекольными заводами по каталогам Неман

Всего за образец взяли 26 изделий Неман: салатники, селёдочницы в виде рыб, сахарницы, маслёнки. С единственным отличием от оригинала — ручная доработка изделий на советских предприятиях не предусматривалась, поэтому предметы имели более сглаженные, не четко гранённые углы.

Такие селедочницы-рыбки и салатники сейчас довольно часто можно встретить в объявлениях о продаже

Такие селедочницы-рыбки и салатники сейчас довольно часто можно встретить в объявлениях о продаже

Во время войны завод был вновь полностью разрушен, восстановление и возобновление выпуска продукции началось в 1945 году. Первые изделия по-прежнему выпускались по образцам польского периода. Однако в 50-60-х годах продукция предприятия начала обновляться.

Приглядитесь, вдруг у вас тоже есть посуда музейного уровня: художественное стекло завода "Неман"

В 1959 году на завод приехали выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной — Владимир Мурахвер и его супруга Людмила Мягкова. С их появлением продукция «Немана» начинает пользоваться спросом у советских ценителей стекла.

Мурахвер, в частности, внедрил на предприятие технику наливного прокатного моллирования, которая позволяла изготовлять сложные изделия не в единичном экземпляре, а небольшим тиражом.

Стеклянные вазы авторства Владимира Мурахвера

Стеклянные вазы авторства Владимира Мурахвера

Его супруга создавала как массовую, так и малосерийную продукцию, а также уникальные авторские произведения.

Работы Людмилы Мягковой

Работы Людмилы Мягковой

Декоративный комплект "Цветы на асфальте", цветное стекло, гутная техника, Л. Мягкова, 1985 год

Декоративный комплект «Цветы на асфальте», цветное стекло, гутная техника, Л. Мягкова, 1985 год

В 70-80-х годах на Неман работает художник Анатолий Федорков, который изобрёл способ декорирования стеклянных изделий «неманской нитью»- нитями сульфидного стекла.

Работы Анатолия Федоровича, сульфидное стекло, гутная техниика, "неманская нить"

Работы Анатолия Федоровича, сульфидное стекло, гутная техниика, «неманская нить»

Декоративная композиция «Цветок» Федоровича, выполненная в этой технике, в 1973 году была удостоена Гран-при на Международной выставке стекла и фарфора в Яблонце (Чехословакия). Однако узор «неманская нить» украшал и изделия, выпускавшиеся массовыми партиями.

Композиция "Цветок", А. Федорович, 1972г, сульфидное стекло, бесцветное стекло, "неманская нить"

Композиция «Цветок», А. Федорович, 1972г, сульфидное стекло, бесцветное стекло, «неманская нить»

Напоследок — еще немного работ художников завода Неман.

Владимир Жохов, вниз - композиция из хрусталя "Беловежская пуща"

Владимир Жохов, вниз — композиция из хрусталя «Беловежская пуща»

Татьяна Малышева, композиция "Пламя", 1976 год, цветное и бессцветное стекло, моллирование, шлифовка

Татьяна Малышева, композиция «Пламя», 1976 год, цветное и бессцветное стекло, моллирование, шлифовка

Ваза "Юность", В. Мурахвер, 1967, цветной хрусталь, резьба

Ваза «Юность», В. Мурахвер, 1967, цветной хрусталь, резьба

Друзья! У меня к вам просьба — давайте придумаем специальный тег для моих публикаций на эту тему, чтоб всем удобней их было искать! Моя фантазия дальше Yul-прекрасное или yul-музеейное не идет)))

Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно!

Источник: https://zen.yandex.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *