Петр I: версия, которая всё объясняет

Существует большое количество загадочных фактов, связанных с личностью Петра I. К ним можно отнести подозрительные смерти его отца, царя Алексея Михайловича, умершего в 47 лет, и четырёх старших единокровных братьев. В то время как сам Пётр и все его сестры росли абсолютно здоровыми. То есть болезнь почему-то косила только сыновей Марии Милославской.

26-ти летний Петр I во время Великого посольства (портрет кисти Готфрида Кнеллера, 1698)

Во-вторых, почему Наталья Нарышкина, мать царевича, воспитывалась не в своей семье, а в доме боярина Артамона Матвеева, начальника её отца? В-третьих, сохранились документы Преображенского приказа, которые свидетельствуют о том, что настоящего царя подменили при рождении. «Государь не царского колена, а немецкой породы, а великого государя скрыли немцы у мамок в малых летех, а вместо него подменили нова…» — заявили крепостные боярина Ивана Стрешнева в 1700 году. «Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын; взят во младенчестве из немецкой слободы, у иноземца по обмену. Царица-де родила царевну, и вместо царевны взяли ево, государя, и царевну отдали вместо ево» — это уже донос неназванной крестьянки помещика Кикина в 1718 году.

При этом, версия подмены противоречит легенде об измене. Так, Алексей Толстой, работая над романом «Петр Первый», обнаружил переписку дочери имеретинского царя со своей двоюродной сестрой, в которой приводятся следующие строки: «… Моя мать мне рассказала о некоем Матвееве, видевшем вещий сон, в котором к нему явился святой Георгий Победоносец и сказал ему: «Ты избран сообщить царю о том, что в Московии должно родиться царю царей, который сделает ее великой империей. Родиться ему положено от пришлого православного царя Иверского из того колена Давидова, что и Богородица. И дочери Кирилла Нарышкина, чистой сердцем…». По-видимому, речь шла о царевиче Николае Давидовиче Багратионе, впоследствии царе Кахетии Ираклии I, который с юношества находился при дворе Алексея Михайловича. Известно, что царица Наталья много времени проводила в обществе царевича Николая Давидовича. Кроме того, в одном из писем Наталье Нарышкиной уже царь Имеретии Арчил II Багратион спрашивает о царевиче Петре: «А как поживает наш шалунишка?».

Царевич Николай Давидович Багратион, впоследствии царь Кахетии Ираклий I. Портрет из Царского титулярника, 1672 года

Однако, версию происхождения Петра I от грузинского царя опровергает западничество будущего российского императора и дальнейший ход истории. По одной из легенд Наталья Нарышкина на смертном одре в 1694 году открыла Петру тайну, сказав: «Ты не сын мой, ты подменный». А спустя два года он неожиданно принимает приглашение Вильгельма III Оранского посетить Нидерланды и Англию и отправляется во все тяжкие.

Вильгельм III Оранский, штатгальтер Нидерландов, король Англии, Шотландии и Ирландии

Приключения русского царя в Европе вызывает ещё больше вопросов. Возникает ощущение, что Пётр I ездил не только учиться, но и встречаться с родственниками. В Англии и Пруссии с будущего императора рисуют портреты, где он подобно Оранским или Гогенцоллернам позирует с подзорной трубой. Особенно тёплые отношения у государя сложились с Фридрихом Гогенцоллерном, курфюрстом Бранденбурга и первым королем Пруссии. Последний впоследствии подарил царю янтарную комнату, яхту, свой бюст из камня и скульптуру супруги Софьи-Шарлотты, которые и сегодня можно встретить в Летнем саду Петербурга. При этом, их общение не ограничивалось деловыми вопросами — они вместе пировали и охотились. Также Пётр проводил много времени с самыми образованными дамами того времени — Софьей Ганноверской и Софьей-Шарлоттой, тёщей и супругой курфюрста Бранденбурга. Любопытный факт — в честь своей матери Луизы Генриетты из Оранской династии Фридрих Гогенцоллерн заложил город Ораниенбург в Бранденбурге. Интересно, а в честь кого Петр Великий построил дворец Ораниенбаум под Петербургом?

Фридрих III как курфюрст Бранденбурга и Фридрих I как первый король Пруссии

Еще более удивительными стали нововведения царя после его возвращения из Европы. Петр начал ломать привычный уклад балами, обильной ненормативной лексикой, алкоголем, табакокурением, а также карнавальными шествиями Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора, высмеивающего Церковь. В результате народ заговорил о подмене царя и приходе Антихриста. Также существует легенда, что государь во время посещения Англии был посвящен в масоны Кристофером Реном. И действительно, вернувшись в Москву, Петр организовал тайное Нептуново общество, члены которого занимались астрологией и магией, а также начал использовать личную печать с масонскими символами — колонами, молотком, резцом и всевидящем оком.

Одна из трёх граней личной печати Петра I, используемой с 1714 года

Отдельно следует отметить и влияние Шотландии на царевича. Одним из учителей Петра Алексеевича стал Павел Менезий из древнего шотландского рода. А в дальнейшем царя везде сопровождал именитый потомок шотландских королей Яков Брюс. Кроме того, после возвращения в Москву, царь учредил высшую российскую награду — орден Святого апостола Андрея Первозванного, самого почитаемого в Шотландии, а также внедрил Андреевский флаг для военного-морского флота, который является негативом флага Шотландии.

Таким образом, большое количество легенд и фактов о Петре I, на первый взгляд, противоречат друг другу. Однако, существует версия, способная объяснить все загадки и нестыковки. Главная роль в ней отводится Артамону Сергеевичу Матвееву, другу детства Алексея Михайловича. В марте 1669 года от родильной горячки скончалась Мария Милославская, первая супруга царя. По случайному совпадению Артамон Матвеев вернулся в Москву в апреле 1669 года. Очевидно, что сразу после смерти царицы у него возникла идея женить царя во второй раз. Кстати, сам 42-х летний Алексей Михайлович был склонен провести остаток дней в молитвах и постах. Но не тут-то было — Матвеев через царского духовника Андрея Савинова ему это не позволил и внушил заняться поисками невесты. Среди родственников и знакомых Матвеева подходящая девица нашлась только у Кирилла Нарышкина, однополчанина и подчиненного Артамона Сергеевича. Матвеев взял её к себе домой «на воспитание», заманил царя в гости и подстроил их «случайную» встречу. Наталья Нарышкина очень понравилась Алексею Михайловича: «Артамон, а чего ты скрывал от меня, что бог благословил тебя такой дочерью?». На что Матвеев ответил: «Ничего я от тебя не скрывал, у меня действительно только сын, а девушка эта не дочь мне по крови, а дочь по сердцу, дочь моего большого друга подполковника и стольника Кириллы Полуэктовича Нарышкина».

Посмертный портрет Артамона Матвееват (автор — Фоллевенс Старший, 1700 г.)

У Артамона Матвеева в 1666 году родился сын. Предположительно, план Матеева заключался в том, что, если у Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной родится дочь, то царевна выйдет замуж за его сына Андрея. А если на свет появится мальчик, то Артамон Матвеевич приложит все усилия, чтобы царевич овладел престолом. Основной помехой для реализации планов боярина Матвеева являлись старшие сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской. Однако, в июне 1669 года скончался 4-х летний царевич Симеон, а в январе 1670 года, не дожив до своего шестнадцатилетия, — и царевич Алексей, наследник российского престола, на которого Алексей Михайлович возлагал большие надежды. Остальные сыновья, Фёдор и Иван, не представляли угрозы для Матвеева, так как росли болезненными и казалось, что им осталось недолго.

Андрей Матвеев, сын Артамона Матвеева (портрет кисти Гиацинта Риго, 1706 год, Эрмитаж)

В январе 1671 года царь Алексей Михайлович женился на Наталье Нарышкиной. Матвеев в награду получил чин думного дворянина и возглавил Посольский приказ, то есть министерство иностранных дел. Версия, которая всё объясняет, заключается в следующем. По-видимому, долгое время царевна не могла забеременеть. А болезненное состояние Тишайшего только ухудшалось, в связи с чем, Артамон Сергеевич не выдержал и уговорил Наталью зачать ребёнка от царевича Николая Давидовича, который жил тут же при дворе. Отсюда — существование писем дочери имеретинского царя двоюродной сестре и царя Арчила II Наталье Нарышкиной. Но родилась девочка, которая сильно отличалась внешностью от отпрысков Алексея Михайловича, поэтому заговорщикам ничего не оставалась, как подменить ребёнка. Кстати, летописи упоминают некую «боярскую бояроню турчанку Анну», которая жила на московском дворе у А. С. Матвеева и умерла в 1675 году.

Царевич Алексей Алексеевич, портрет из Титулярника, 1672 год

Сомнительно, чтобы царевну заменили на безвестного немчёнка из Кукуя. Это никому не было выгодно — ни Артамону Матвееву, ни Наталье Нарышкиной. Тогда чей ребёнок впоследствии стал великим преобразователем России и первым русским императором? Наиболее подходящими кандидатурами на роль родителей Петра являются сам Артамон Сергеевич Матвеев и его супруга Евдокия Григорьевна. Матвееву на тот момент исполнилось 47 лет. Дата рождения его супруги не известна. В 1666 году у них родился сын Андрей, поэтому можно сделать вывод, что она была достаточно молода, чтобы выносить и Петра. Также стоит отметить следующие совпадения помимо высокого роста Артамона Матвеева. Евдокия Григорьевна умерла в августе 1672 года, то есть через 2 месяца после рождения Петра. А самой распространенной причиной смерти молодых девушек в те времена являлась родильная горячка. Поэтому не исключено, что супруга Матвеева забеременела одновременно с Натальей Нарышкиной. Кроме того, ряд исследователей отмечает, что у Артамона Сергеевича был второй сын, который умер в раннем возрасте. Поэтому, второй ребенок четы Матвеевых запросто мог быть Петром. Отдельно стоит отметить, что имя «Пётр» не является распространенным среди Романовых, но через поколение используется в семье Евдокии Григорьевны, урождённой Гамильтон, — её дед и прапрадед — Петры Гамильтоны.

Самым весовым аргументом в пользу версии, что Пётр — сын Артамона и Евдокии Матвеевых является сохранившаяся до наших дней икона «Спас Эммануил», изготовленная по заказу Артамона Сергеевича. На ней изображен Иисус Христос в облике младенца, а у его стоп — склоненные мужчина в боярской одежде и женщина в монашеской рясе. Над их головами начертаны имена «Артамон» и «Евдокия». Однако, икона имеет одну странную деталь: Иисус имеет поразительное сходство с портретом царевича Петра из Титулярника.

Слева: икона «Спас Эммануил» из музея-заповедника «Коломенское» (1670-е годы). Справа: Портрет Петра Алексеевича из «Царского титулярника» (автор Петр Максимов)

Что бы понять смысл, заложенный Артамоном Сергеевичем в икону, следует подробнее рассказать о его супруге. Евдокия Григорьевна принадлежала к древнему шотландскому роду Гамильтон, который в 1474 году породнился со Стюартами. А Стюарты являлись не только потомками древних королей скоттов и принцесс пиктов, но и по бретонской ветви выводили своё происхождение через Меровингов от Иисуса Христа. Таким образом, Матвеев считал, что его сын, не много не мало, — потомок Иисуса. Наверное, именно поэтому, у Петра сформировалось пренебрежительное отношение к Церкви.

Происхождение от Стюартов объясняет не только посвящение Петра в масоны при посещении им Англии, но и то, почему Петр Великий и Андрей Матвеев, старший сын Матвеева, оказались единственными русскими, которые не стригли волосы. Среди франкских королей из династии Меровингов считалось, что в волосах содержится магическая сила и иметь длинные волосы — прерогатива монарха. Кроме того, Пётр организовал в России тайное Нептуново общество не потому ли, что Меровинги вели свой род от бога Нептуна? В свою очередь, принадлежность Петра к древнему шотландскому роду позволяет понять, почему государь перенял высшую государственную награду и флаг морского флота именно у Шотландии.

Кровь Стюартов автоматически сделала Петра родственником Вильгельма III Оранского и Фридриха I Гогенцоллерна. Ведь, матерью Вильгельма являлась Мария Генриетта Стюарт, дочь британского короля Карла I, а супругой — Мария Стюарт, дочь британского короля Якова II. В свою очередь, король Пруссии Фридрих I, сын Луизы Генриетты Оранской, женился на Софии Шарлотте Ганноверской, дочери Елизаветы Стюарт. Это объясняет их тесную дружбу, союзы и щедрые подарки Петру.

Бюсты Фридриха I и его супруги Софьи Шарлотты Ганноверской в Летнем саду Санкт-Петербурга (подарок Фридриха I Петру I)

Таким образом, версия, где царь Пётр является сыном Артамона Матвеева и Евдокии Гамильтон позволяет объяснить абсолютно все противоречия и загадки, связанные с происхождением и жизнью первого российского императора. Следует отметить, что и техническая возможность подмены была, по-сути, лишь у Артамона Матвеева. На момент рождения Петра он не только один на один мог находится с Натальей Нарышкиной, но и руководил Посольским приказом, который отвечал за выплату жалования иностранным лекарям, а в 1672 году дополнительно возглавил Аптекарский приказ. Поэтому, не простительно, что человек, круто изменивший ход истории России, практически не упоминается в учебниках. Кстати, с Артамоном Матвеевым связана еще одна загадка. В оружейной палате Московского кремя хранится Орден подвязки. Долгое время считалось, что высшую награду Англии подарила Ивану Грозному Елизавета I Тюдор. Однако, недавние исследования выявили, что, на самом деле, Карл II Стюарт вручил её Артамону Сергеевичу. За что? Расскажем в одном их следующих выпусков.

источник

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *