Историческое происхождение легенды о Кащее Бессмертном

Про Кощея Бессмертного, главного злодея из русских народных сказок, знают и взрослые, и дети. Многим он представляется, как очень тощий и злой колдун, который «над златом чахнет», похищает красавиц, и проворачивает темные делишки с Бабой Ягой. А еще он бессмертный.

Многие сказки, как известно, имеют реальное происхождение, только сама суть затерялась в глубине веков. Это мифы, имеющие свои корни, описывающие какие-то события, или героев. Так и у Кощея были свои прототипы…

Почему Кощей?

Нет, имя этому персонажу досталось не потому, что он худой, как кость. В древнеславянском языке были слова с корнем «кощ» — кощунить – значило «колдовать», кощунниками называли ведунов, а кощуном – сказку, историю, которую рассказывали во время похорон.

Также в этот ряд входит архаизм «кощное» — «темное», «адское», «из преисподней» и «касть» — мерзость, гадость. В современном русском языке сохранилось слово «кощунство», означающее оскорбление святыни.

Таким образом, имя Кощей означало – темный колдун, злой волшебник. Но еще есть версия, что это не имя, а статус: «кошчи» — на тюркских языках значит «раб». В XII веке на Руси значение слова преобразовалось сначала в «пленник», затем стало обозначать статус у младшего княжеского сына.

Кощей – царь-воин

 Кощей – царь-воин

Кощей и смерть от коня

По мнению академика Рыбакова, есть группы сказок, в которых Кощей предстает по-разному, и его смерть заключена – у одного в яйце, у другого от коня, а третий (былинный) погибает от стрелы. То есть, это разные персонажи, у которых есть свои прототипы.

В одном варианте Иван Царевич (или просто Иван) женился на Марье Моревне, которая в подвалах держит закованного в цепи Кощея. Ивану становится жалко немощного старика, потому он отпускает беднягу. Но Кощей становится сильнее и забирает с собой Марью. Царевич скачет за ними на богатырском коне, настигает Кощея. Конь ударом копыта убивает злодея, освобождая супругу Ивана.

Здесь Кощей не имеет ни власти, ни царства, он простой степняк, цель которого была – похитить русскую княжну. Сказка показывает реальные отношения славян и кочевников, и почти ничего из древних мифов здесь нет.

Полонянка – женщина, похищенная кочевником

 Полонянка – женщина, похищенная кочевником

Кощей в былинах

Существует более 30 вариантов былин, рассказывающих про странствия Ивана Годиновича. Сюжет, в принципе, схож у всех: Иван собрался взять в жены Настасью (или Марью) Дмитриевну, однако ее против воли просватали за Кощея Трипетова, царя. Настасья сбежала с Иваном, но в пути их нагнал несостоявшийся жених.

Честный поединок показал, что Иван сильнее, победа за ним. Однако Кощей схитрил и обещаниями переманил невесту, а потом привязал Ивана Годиновича к дереву. После чего по просьбе Настасьи Кощей взял лук Ивана и выстрелил в вещую птицу, но стрела вернулась назад и попала в голову злому царю. Тут Иван освободился из пут и безжалостно разрубил Настасью на части…

Иван Годинович и предательница Настасья

 Иван Годинович и предательница Настасья

Здесь характерно то, что сам Иван не убивал Кощея, за него это сделала вещая птица, волшебная сила. Исследователи утверждают, что в основе этой былины положен архаичный миф, где главные герои сами не побеждают зло, им кто-то помогает «свыше».

А вот уже для богатырского эпоса характерна жизнеутверждающая роль самих героев, их непосредственное участие в победе добра над злом. Кстати, такая «история» есть еще в древнегреческой мифологии, когда Аид, царь Преисподней (то есть Кощей) похищает Персефону (Марью), олицетворяющую весну.

Аид и Персефона

 Аид и Персефона

Кощей бессмертный?

Мы же больше знакомы с третьим вариантом, где русский Кощей повелевает тридевятым царством, живет в огромном дворце, который охраняется нечистой силою (как и Аид). Ничего положительного в этом персонаже нет: он коварен, лжив, хитёр и вероломен.

Самое ценное для Кощея – это бессмертие. Однако он имеет свою «ахиллесову пяту», охраняет её в недоступном месте, о котором никто не должен знать. В сказках встречаются разные вариации местонахождения кощеевой смерти.

Но в общем прослеживается такой путь: где-то на уединенном острове есть дерево с дуплом, в котором стоит сундук. В сундуке заяц, в зайце утка, в утке золотое яйцо, а в яйце игла. Иногда бывает достаточно разбить яйцо, чтобы смерть Кощею пришла, но часто нужно сломать еще иглу.

Из сказки про Царевну-лягушку

 Из сказки про Царевну-лягушку

Что значит это? Есть древний миф о том, как Вселенная зародилась из яйца. Яйцо – это сама жизнь, где есть добро и зло. Его охраняют стихии: вода – так как до острова надо доплыть; земля – сам остров и сундук, заяц – животные, дерево – растения, утка – воздух.

Кощей – прародитель мирового зла, которое остается бессмертным только до того момента, пока против него не выступит герой (человек, Иван). То есть победа человека над злом в финале – это победа любви и жизни над самой смертью.

Источник: https://zen.yandex.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *