Nord Stream 2 должен поставлять водород – новая энергетическая стратегия для России (немецкая версия)

Одна из крупнейших и влиятельных деловых газет Германии «Handelsblatt»   изложила свою версию российской энергетической политики

   Поскольку Европа переключается на водород как энергоноситель, у России не остаётся другого выбора: как крупнейший импортер нефти и газа континента, она захочет сохранить свои позиции на энергетическом рынке. Министерство энергетики РФ к 2024 году планирует создать совершенно новую отрасль  – российскую водородную энергетику. К концу этого года должна быть разработана концепция развития и должны быть приняты меры по оказанию помощи пилотным  проектам. В начале 2021 года правительство хочет создать стимулы для экспортеров и потребителей внутри страны, чтобы они перешли на водород.

   Также уже выбраны первопроходцы для „зеленой революции»: две госкомпании «Газпром» и «Росатом».   «Газпром» уже в следующем году должен разработать и опробовать новую водородную турбину. С немецкой точки зрения, интересно развивающееся партнерство между ООО «Газпром энергохолдингом» и «Siemens» . Дочерняя компания «Siemens STGT» , ответственная за газотурбинный бизнес, находится в длительном и сложном «бракоразводном» процессе со своим российским партнером ПАО «Силовые Машины».  До 2024 года «Газпром» будет изучать применение водорода и метано-водородного топлива в газовых установках (газотурбинных двигателях, газовых бойлерах и т.д.) и в качестве моторного топлива в разных видах транспорта.

   «Росатом», со своей стороны, в качестве пилотного проекта планирует до 2024 года построить экспериментальный полигон для  водородных поездов. В частности, речь идет о дальневосточном острове Сахалин, где российский атомный монополист совместно с ОАО РЖД и машиностроительным  «Трансмашхолдингом» планирует переключить поезда на водородные топливные элементы.

50 оттенков водорода – от серого до зелёного

   В настоящее время в России добывается „серый» водород из ископаемого топлива. При этом в атмосферу выбрасывается много диоксида углерода.

   Но «Газпром» нацелен на производство так называемого «бирюзового» водорода, который получается путем пиролиза метана. В результате вместо CO2 в качестве отходов образуется твердый углерод,  который может использоваться в качестве удобрения. Такой водород удобнее производить  близко к местам потребления.  Для «Газпрома» это в первую очередь европейский рынок. В настоящее время компания уже зондирует проекты в рамках ЕС. Другим вариантом считается транспортировка водорода по газопроводам. В старые трубопроводы можно добавить до 20% водорода, а в газопроводы типа «Северный поток» — до 70%.

   «Росатом» планирует производить так называемый «желтый» водород: он не сопровождается выбросом CO2, так как производится методом электролиза из воды. Этот метод считается одним из самых чистых, но использование атомной энергетики вызывает скептицизм в ряде европейских стран. Научный консультант генерального директора АО «Концерн Росэнергоатом» академик и  лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1985) премий Николай Пономарев-Степной подсчитал, что к 2050 году концерн сможет расширить свое производство до 50 миллионов тонн водорода в год.

   Третьей заинтересованной стороной, но пока без конкретного проекта, считается конкурент «Газпрома» «Новатэк».  со своим «синим» водородом: также из газа, но с выбросом и последующим захоронением CO2.

   Самый «чистый» водород — зеленый производится из воды с помощью энергии солнца, ветра и т.д.

   По оценкам Всемирного энергетического совета, в результате «декарбонизации» спрос на экологически чистое синтетическое топливо может составить около 50 процентов от сегодняшнего мирового спроса на сырую нефть начиная с середины века. ЕС хочет воспользоваться этой тенденцией и закрепиться в водородном секторе, который может обеспечить до 1 миллиона рабочих мест в регионе к 2050-му году и ожидает, что совокупные инвестиции составят от 180 до 470 миллиардов евро только в этот сектор энергетики.

   В рамках ЕС Германия – главный лоббист «зеленого» водорода. Страна может похвастаться сильными производителями электролизеров, такими как Siemens, Тhyssenkrupp, Sunfire и другими. Если Германия сможет удержать свою нынешнюю долю производства электролизеров на мировых рынках, которая составляет около 20 процентов (см. график), эта отрасль может создать до 470 000 рабочих мест – что эквивалентно примерно половине всех рабочих мест, существующих в настоящее время в культовой автомобильной промышленности страны, по данным немецкого экономического института.

Стороны будущей «водородной войны»

    Министр экономики Германии Петер Альтмайер также заявил, что его страна должна победить азиатские страны, чтобы претендовать на мировое лидерство в области технологий, назвав в качестве примера Китай. – «Наша цель ясна. Мы хотим, чтобы Германия стала мировым лидером в области водородных технологий», – сказал Альтмайер. Сейчас китайские производители опережают Европу в производстве недорогого оборудования для производства водорода – их электролизеры в настоящее время стоят намного дешевле европейских. «Поскольку китайский рынок велик, производители извлекают выгоду из экономии на масштабе, автоматизации и т. д. в гораздо большей степени, чем в ЕС или США», — сказал Чацимаркакис (Chatzimarkakis) из Hydrogen Europe, добавив, что масштаб «оказывает огромное влияние на все затраты по всей цепочке создания стоимости.» Чтобы сократить этот разрыв, ЕС необходимо сделать водород глобально торгуемым товаром. Ранее Евросоюз потерпел тяжелое поражение в конкурентной борьбе с Китаем на рынке солнечных модулей и теперь полон решимости не допустить, чтобы молодая водородная промышленность последовала примеру «солнечной».

   Теперь Германия планирует не только сохранить лидерство, но и, опираясь на Россию в качестве партнёра, превратить Китай в огромный рынок сбыта для экспорта оборудования и технологий «зелёного» водорода.

Источник:

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *