Как болеют на Украине

Этот пост, пожалуй, можно считать продолжением предыдущего, о разваливающейся России с точки зрения украинцев. Так получилось, что приятель-киевлянин рассказал о том, как несколько дней провел в одной местной больнице, выхаживая близкого родственника. Короткая история из первых уст, так сказать.

С тех пор как на Украине случился Евромайдан, произошли революционные преобразования и в здравоохранении. Теперь врачи не берут оплату за свои услуги наличкой, в карман. Все цивилизованно, через кассу.

Тут необходимо уточнить, что на Украине нет страховой медицины, иначе россияне не поймут, о чем речь. Как поначалу не понимал я.

Приятель рассказал, что некая бабушка в палате горько плакала, когда доктор прописал ей дорогой препарат, ценой в ее месячную пенсию. Потом он не раз возвращался к этим рецептам.

А я все никак не мог взять в толк: ну выписали и выписали, есть же аналоги. Пусть бабушка купит подешевле и принимает. Может, менее эффективно, но хоть что-то.

Оказывается, речь не о назначениях и рекомендациях в эпикризе, который россияне получают на руки при выписке. Речь о лекарствах, которые необходимы украинцам для лечения в больнице. То есть если вам должны ставить ежедневно капельницу или делать уколы, то содержимое этой капельницы или шприцев вы сами покупаете в аптеке, которая расположена тут же, в больнице.

По-видимому, владелец аптеки отстегивает такой-то процент главврачу, а тот, по-видимому, делится с докторами, поэтому они заинтересованы выписывать дорогостоящие препараты. Но это слухи. Хотя и, согласитесь, правдоподобные.

Все обследования — КТ, МРТ, рентген, УЗИ, анализы — платно, через кассу. Если вы попали в больницу не по месту прописки, платите еще и за занятую койку — 15 долларов в сутки. С родственником моего приятелем получилось именно так.

Жил он в больнице потому, что санитарка стоит очень дорого, чуть ли не двадцать долларов в сутки. В неврологии лежачих больных много, поэтому платят почти все. Мой приятель сэкономил двести долларов, так как выхаживал родственника сам.

До 2014 года, насколько я знаю, приходилось оплачивать еще еду и приходить со своим бельем — во всяком случае, в Крыму было так. Сейчас белье и еду, по-моему, оплачивают спонсоры. Впрочем, я не уточнял.

Само лечение тоже теперь не оплачивается, даже через кассу. То есть зарплату доктора получают от государства. Наверное, небольшую, потому что добирают до приемлемых сумм благодаря кассе и аптеке.

У нас, разумеется, тоже полно проблем в здравоохранении. Об одной из них (возможно, главной) я писал в прошлом году. Речь о низовой коррупции, на уровне главврачей. То есть деньги есть и много (больницам и поликлиникам перечисляет Фонд обязательного медицинского страхования и муниципалитеты), но до докторов и среднего медперсонала они доходят в очень и очень усеченном виде. И с этим надо что-то делать.

Но на Украине эта проблема носит системный характер — там страховой медицины нет вообще, что такое полис, украинцы не знают. По сути, каждое медучреждение представляет собой привычный нам коммерческий медицинский центр, где большинство услуг и лекарственных препаратов граждане оплачивают из собственного кармана. При сложных операциях доходит до продажи квартир.

У нас, при всех издержках, все давно не так. Достаточно заглянуть на официальный сайт Фонда и прочитать Перечень услуг по полису ОМС на 2020 год, чтобы понять, насколько Россия и Украина отличаются друг от друга.

Я бы сказал, радикально.

А они все ждут, когда развалится Россия. Лучше бы в собственной стране порядок навели, глядишь, колесо генотьбы перестанет крутиться. А то ведь с каждым годом проворачивается все быстрее и быстрее.

Павел Шипилин


Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *