Что означает переход западноевропейского экзархата Фанара в РПЦ

Итак, предстоятель Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе архиеп. Иоанн (Ренето) перешёл в Московский патриархат. Случилось это после того, как большинство делегатов Генеральной Ассамблеи западноевропейской архиепископии проголосовали за её возвращение из Экуменического (т.н. Константинопольского) патриархата в лоно Русской церкви. А это, в свою очередь, произошло после того, как стамбульский патриарх Варфоломей данную архиепископию… распустил. При этом не уведомив предварительно даже её предстоятеля.

Объявил он о роспуске на том самом заседании синода Экуменического патриархата 27-29 ноября 2018 г., на котором был принят… устав будущей «СЦУ» (да-да, устав «незалежной церквы козацькой нации» писался в Стамбуле). И вот что мы предрекали тогда, перечисляя полезные последствия от упразднения русского европейского экзархата Экуменического патриархата:

1. Русские общины Экуменического патриархата убедились: к ним в Стамбуле относятся, как к третьему сорту христиан, что придаст дополнительный импульс к переходу в РПЦЗ.

2. Украинские дурни увидят, чего стоит томос Стамбульского папы: захотел — дал, захотел — отобрал. Причем, даже не поставив экзарха в известность! Хотя им это, конечно, в плане вразумления не поможет.

Отчасти, впрочем, помогло — тем, кто остался с Денисенкой в т.н. «Киевском патриархате», блюдя «незалежность как от Москвы, так и от Стамбула».

Но что же это за Западноевропейская архиепископия (далее — Архиепископия), и как она может переходить в Московский патриархат, будучи ещё в прошлом году «ликвидированной»?

Верность и метания

Во время Гражданской войны Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе (образованными потоком эмигрантов) архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия. Назначение подтвердил патриарх Московский Тихон.

В отличие от провозглашённой в 1927 г. РПЦ (Зарубежом), которая откололась от РПЦ в знак протеста против декларации патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия о поддержке Советской власти, «евлогианцы» ещё три года держались в составе Московского патриархата. Хотя и сами были неудобны ему, и без того гонимому большевиками. Это не могло не отражаться на отношениях между патриархией и Архиепископией, и в 1930 г. владыка Евлогий обратился с ходатайством к Константинопольскому патриарху о переходе под его юрисдикцию.

На следующий год патриарх Фотий II объединил русские приходы во «временно единую особую экзархию Святейшего патриаршего Экуменического престола на территории Европы» (курсив мой — Д.С.). В приходах «временного экзархата» наряду с Константинопольским Патриархом поминались местоблюститель Московского патриаршего престола и «всё епископство православное Церкви Российской».

И вот в 2018 г., в преддверии наделения Украины — канонической территории Московского патриархата — «автокефалией», преемник Фотия Варфоломей упразднил Архиепископию. Очевидно, для того чтобы обезопасить себя от возможного «симметричного ответа» РПЦ в отношении своей бывшей структуры, сохраняющей с ней духовную и культурную связь. Более того, за девять десятилетий Архиепископия, помнящая о временном характере своего отрыва от РПЦ, несколько раз оказывались в шаге от воссоединения с Московским патриархатом. А владыка Евлогий в 1945 г. даже лично вернулся.

Впрочем, как и архиеп. Иоанн в 2019-м. Пока лично.

Источник: https://cont.ws

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *