Зачем «Яковлевцы» продали американцам чертежи Як-141?

В последнее время получила большое распространение информация, будто компоновка Американского истребителя 5-го поколения F-35 полностью совпадает с компоновкой проекта Советского многоцелевого самолета вертикального взлета и посадки Як-141.

Правда ли это? И, если да, то как же американцы получили документацию по нашему самолету? Кроме того ответим на вопрос, почему же проект Як-141 загнулся в начале 90-х?

Начнем по порядку…

scale_1200

Проектирование нового самолета вертикального взлета\посадки (далее СВВП) началось в конце 70-х годов прошлого века. Он был призван заменить, честно говоря, середнячка среди иностранных аналогов советский СВВП Як-38, первый полет которого состоялся в 1970 году. Первый полет нового же самолета состоялся аж в 1987 году; по конструкции он резко отличался не только от предшественника, но и от иностранных самолетов этого класса.

Хорошо заметны два подъемных двигателя. Сопло основного силового агрегата в положении для вертикального взлета

Хорошо заметны два подъемных двигателя. Сопло основного силового агрегата в положении для вертикального взлета.

Его главной особенностью стали двигатели, которых в самолете аж 3 штуки: подъемно-маршевый двигатель, установленный в хвостовой части и имеющий возможность отклонения вектора тяги вниз на 95 градусов и два подъемных, расположенных за кабиной пилота, предназначение которых понятно из названия.

Всего было выпущено 4 экземпляра Як-141, три из которых летные (первый для стендовых испытаний), один из которых потерпел аварию при пробной посадке на палубу авианосца.

Следовало в начале упомянуть, что предназначался этот самолет, как и Як-38 для базирования на авианесущих крейсерах, которых на то время в СССР было аж 6 штук!

scale_1200

На Як-141 было установлено с десяток мировых рекордов, связанных с вертикальной скороподъемностью; он стал третьим СВВП, способным развивать скорость звука. Его по достоинству оценили не только летчики испытатели, но и иностранные эксперты. Подобная компоновка самолета по тому времени считалась чудом инженерной мысли; Як-141 опередил темпы развития СВВП всего мира на 15-20 лет вперед!

Тем не менее, проект был закрыт. Почему?

scale_1200

Первая и самая главная причина — развал СССР! Когда в 1991 году первый летный экземпляр Як-141 сгорел на палубе ТАКР «Адмирал Горшков» (по причине ошибки пилота, который задал слишком большую скорость снижения высоты, вследствие чего от удара о палубу сдетонировали топливные баки), испытания были временно приостановлены, так как денег на постройку еще одного летного образца просто не было.

В условиях кризиса, финансирование программы было прекращено в том же 1991 году, а сама программа закрыта в 1992 году.

scale_1200

Конструкторское бюро им.»Яковлева» предприняло попытку найти зарубежных покупателей на самолет, которые бы продолжили финансировать программу, но таковых не оказалось. Тогда, в условиях нехватки финансирования даже на постройку уже принятых на вооружение Як-38, в 1995 году «Яковлевцы» продали всю документацию по Як-141 знаменитой американской компании «Локхид Мартин», которая является главным разработчиком военных самолетов для ВВС США.

Сравнение вертикального взлета F-35 (вверху) и Як-141

Сравнение вертикального взлета F-35 (вверху) и Як-141.

И вот в 2000 году в Америке состоится первый полет многоцелевого истребителя 5-го поколения F-35! Даже невооруженным взглядом заметно сходство основных механизмов вертикального взлета западного самолета с советским, что не удивительно. Кроме того, копнув глубже, мы увидим, что принципы работы подъемно — маршевого и подъемных двигателей самолетов полностью идентичны, что говорит нам об использовании в полной мере советской документации по Як-141 в проектировании своего F-35.

scale_1200
scale_1200

Справедливости ради нужно сказать, что во время развала СССР огромное количество знаменитых заводов и фабрик оборонной промышленности (да и обычных) прекратили свое существование. Не нужно считать действия «Яковлевцев» предательскими или антисоветскими, так как они буквально выживали и старались спасти свое поистине легендарное предприятие. В этом прежде всего виновато руководство СССР, которое и довело страну до развала!

Дата публикации: 14 июня 2018

Источник: http://ursa-tm.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *