Удивительно, от каких порой мелочей зависит судьба как отдельных людей, так и целых государств. Хотя про историю и сослагательное наклонение кто только не говорил, но всплывающие время от времени кажущиеся невероятными факты заставляют снова и снова задуматься о том, как хрупок наш мир и как легко (по крайней мере, так представляется) он мог бы превратиться если не в свою противоположность, но уж во что-то не(или трудно)узнаваемое — наверняка.
Мало кто знает, что, если бы не роковая случайность, геополитическая картина мира имела все шансы выглядеть совсем по-другому, а сегодняшние аутсайдеры вполне могли бы занимать позиции сегодняшних лидеров. И, соответственно, наоборот.
И одним из таких несостоявшихся лидеров является Румыния, которую давно уже серьёзно не воспринимает никто. Учитывает, конечно, но как фактор и силу в лучшем случае второстепенную.
Именно о ней ходит байка (байка ли?), что на чьей стороне Румыния ни выступи…
Впрочем, вот цитата, пусть и из художественного произведения:
«В генеральном штабе меня ждали, и, естественно, ждали моего доклада. Но мой доклад был чрезвычайно лапидарен.
… Если румынский король выступит на стороне Германии, нашей России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы разбить его армию. Если же румынский король примкнёт к нам, то России потребуется пятнадцать дивизий, чтобы спасать Румынию от разгрома её немцами. В любом случае, мы ничего не выигрываем. В любом случае мы теряем лишь пятнадцать боевых дивизий.» В. Пикуль «Честь имею» Москва, «Просвещение», 1992 год. Стр. 414 — 415
А что тут поделаешь? Репутация, она вещь такая… прилипчивая.
Но вот если бы не невероятная случайность чуть более ста лет назад, сейчас о Румынии никто не рискнул бы говорить пренебрежительно.
1912 год. До начала Великой Войны остаётся всего ничего. Все страны лихорадочно готовятся к ней, разрабатывая и совершенствуя вооружения.
Особенно этот процесс заметен в военно-морском деле — Британия уже построила свой знаменитый Дредноут,
давший название целому классу кораблей, и массово строит его систершипы, а в России испытан ставший не менее революционным эсминец класса Новик, тоже не оставшийся в единственном экземпляре.
Именно классические линкоры, крейсера и эсминцы пока ещё доминируют на морях, не подозревая, что скоро им придётся значительно потесниться перед новым хозяином моря — авианосцем.
Правда, никаких авианосцев пока ещё нет. Во всяком случае, в классическом понимании. Во многих флотах присутствуют так называемые гидрокрейсера, например, румынская «Принчипесса Мария», в авиагруппу которой входит 7 самолётов.
С оговоркой — это гидросамолёты, то есть взлёт производится с воды, так же, как и посадка — на воду.
Самолёт надо сначала специальным краном спустить на воду, и только тогда он сможет взлететь. Ну, а посадка — в обратном порядке. Сколько на это уходит времени, пояснять, полагаю, не надо. Да и даже небольшое волнение делает полёты невозможными.
Однако кроме «Принчипессы Марии» у Румынии есть, оказывается, и кое-то посолиднее!
Знакомьтесь — «Влад Цепеш», созданный забытым гением кораблестроения румынским инженером Ионой Думитреску и руками рабочих верфей Констанцы из переоборудованного корпуса пассажирского лайнера «Император Траян».
«Влад Цепеш» во время первого и последнего выхода в море
Водоизмещение — 28 500 тонн, экипаж — 785 человек, максимальная скорость — 26 узлов, автономность — 30 суток. Заложен 18 апреля 1910 года, после достижения 50%-й готовности, в сентябре 1911, начато переоборудование в авианосец. Постройка закончена в июне 1912
Это практически классический авианосец — из обязательных атрибутов нет только так называемого острова, надстройки по правому борту, где сосредоточены основные органы управления, да паровой катапульты, разгоняющей самолёты при старте — который несёт аж 24 (!!!) бомбардировщика-торпедоносца.
Правда, своих самолётов у Румынии не было, поэтому были заказаны в Британии Суордфиши (Swordfish — «рыба-меч»), в количестве 36 штук, 12 учебных и 24 боевых.
Самолёты эти, кстати, оказались настолько удачными, что использовались, после ремоторизации и некоторых доработок, вплоть до 1945 года, уже на британском флоте. Самый известный (хотя и далеко не единственный) эпизод с их участием — обнаружение и нанесение критического повреждения германскому линкору «Бисмарк» 26 мая 1941 года, который был потоплен надводными кораблями на следующий день.
А теперь представьте, что могли натворить эти самолёты в Первую Мировую…
Однако не натворили. Из-за того, что первый же выход в море румынского Графа оказался и последним.
Пятница, 13 сентября 1912 года. В 08:00 «Влад Цепеш» отдаёт швартовы, и под прикрытием дымовой завесы, от излишне любопытных глаз, выходит в открытое море для проведения учебного бомбометания боевыми зарядами.
На борту находится и Иона Думитреску, автор проекта, желающий насладиться триумфом лично.
Через 6 часов корабль выходит в заданный район, в 120 милях от ближайшего берега…
Первая эскадрилья, 12 машин, с двумя 500-килограммовыми бомбами каждая, благополучно взлетает. На самолёты второй эскадрильи подвешены торпеды — в планах предусмотрена отработка комбинированного удара.
Проходит полчаса — и вся группа в воздухе.
И в этот момент происходит непредвиденное.
У последнего из взлетевших торпедоносцев самопроизвольно срабатывает замок механизма сброса, и торпеда, упав в воду, начинает описывать циркуляцию. И на втором круге попадает в район миделя.
Пилоты ушедших вперёд машин решают, что они прозевали учебную цель, и также атакуют собственный корабль.
Попаданий не менее четырёх торпед и десятка полутонных бомб хватило бы и куда более крупному…
«Влад Цепеш» уходит под воду за две минуты, спастись успевает менее ста человек. Но пилоты, осознав, что они натворили, безжалостно расстреливают их, убирая свидетелей, а затем, понимая, что запаса топлива для возвращения на береговой аэродром им не хватит, направляются в сторону Трабзона (Турция), где благополучно интернируются.
За пару миль до порта они покидают машины, и добираются вплавь до берега, представляясь потерпевшими кораблекрушение членами британской энтомологической экспедиции.
Турецкие власти переправляют их в Дамаск, где в это время располагается штаб Корнуольского королевского полка, и дальнейшие следы пилотов теряются. Одновременно с описываемыми событиями в порту Констанцы происходит сильнейший пожар, уничтоживший без следа и саму верфь, и всю документацию на «Влада Цепеша».
Так Румыния упускает свой шанс стать ведущей мировой военно-морской державой, а история… история так и не свернула с привычного пути, что является вполне однозначным сигналом для тех, кто понимает.
Иоганн Вайс
Источник: https://cont.ws