Лопухина, Ягужинская, Лесток и Бергер…Так за что на самом деле первой красавице Петербурга вырвали язык?

Так зза что на самом деле первой красавице Петербурга вырвали язык?

Наталья Фёдоровна Лопухина (1699-1763).

Наталья Лопухина была редкой красавицей, так что даже императрица Елизавета завидовала её внешности. Наталья не боялась соперничать с Елизаветой и блистать на балах, затмевая императрицу. У Лопухиной была толпа воздыхателей.

Ах да, Наталья приходилась родной племянницей Анне Монс, некогда фаворитки Петра Великого. Всю семью императора Наталья ненавидела: после того, как Монсы впали в немилость, она была насильно выдана Петром I за нелюбимого Степана Лопухина, двоюродного брата первой жены императора Евдокии Лопухиной.

Императрица Елизавета Петровна. Из открытых источников интернета

Императрица Елизавета Петровна. Из открытых источников интернета

После того, как любовника Натальи графа Рейнгольда Левенвольде сослали в Сибирь, она начала нелестно отзываться об императрице. Узнав о том, что молодой офицер Бергер получил назначение в Сибирь в качестве тюремщика Левенвольде, Лопухина передала через него письмо своему любовнику. Бергер вскрыл письмо и прочитал там такие строки: «Ваши мученья, возможно, скоро закончатся». Это можно было понять так, что Лопухиной что-то известно о заговоре против Елизаветы. Желая попасть в милось к императрице, Бергер обратился за советом к Лестоку, французскому доктору императрицы, и тот посоветовал раздобыть более убедительные доказательства.

Придворный лейб-медик Иоганн Германн Лесток, доверенное лицо Елизаветы. Из открытых источников интернета
Придворный лейб-медик Иоганн Германн Лесток, доверенное лицо Елизаветы. Из открытых источников интернета

Тогда Бергер втёрся в доверие к сыну Натальи Лопухиной Ивану. По пьяному делу тот часто критиковал императрицу. Бергер пригласил Ивана на обед. И на обеде Иван поднял тост за царя Ивана с намёком на то, что король Пруссии Фридрих II намеревается восстановить на троне свергнутого Ивана VI. Ещё сын Лопухиной упомянул маркиза де Ботта де Арно, бывшего до недавнего времени послом Австрии в Санкт-Петербурге. Всё это Бергер передал Лестоку, агенту французского дипломатического влияния. Лесток решил воспользоваться информацией в своих интересах и дискредитировать в глазах Елизаветы канцлера Бестужева-Рюмина, настроенного проавстрийски. Лесток метил на место канцлера.

На допросах Иван Лопухин сказал, что бывший австрийский посол де Ботта не скрывал желание австрийского правительства увидеть Анну Леопольдовну и её сына Ивана на свободе и на троне. Елизавета Петровна потребовала от императрицы Австрии Марии-Терезии наказания для маркиза де Ботта. Та провела расследование, но ничего серьёзного не открылось. Однако для успокоения Елизаветы Мария-Терезия отправила де Ботта в короткое изгнание.

А в России в ходе расследования Наталья Лопухина признала, что де Ботта в её доме критиковал Елизавету. Никаких письменных доказательств не обнаружили, но императрица жестоко расправилась с подозреваемыми. Арестованных Наталью Лопухину с сыном и мужем, жену канцлера Анну Бестужеву (в первом браке она носила фамилию Ягужинская) приговорили к смерти, но потом приговор заменили на битьё кнутом, отрезание языков и ссылку в Сибирь. Анна Бестужева дала взятку палачу, золотой крест, усыпанный бриллиантами, за что он отрезал ей лишь кончик языка и гораздо менее сильно, чем её подругу, бил кнутом. Лопухину пришлось тащить на эшафот насильно.

Сам канцлер Алексей Бестужев к расследованию не привлекался, имя его упомянуто его женой Анной не было. Интрига Лестока успеха не имела…

Источник: 7lostworlds.ru

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *