30 апреля – 1 мая в Традиции – Велесова ночь

В эту ночь открываются Древние Дороги — Пути Богов.

В эту ночь духи леса выходят из глухих чащоб и заповедных урочищ на белый свет.

В эту ночь мёртвые возвращаются к живым…

В эту ночь Чернобог окончательно передаёт Коло Года Болобогу, и Светлые Боги вступают в Свои права…

Велес

В Русской Традиции отмечается Велесова (Живина) ночь – «дедова» (предков) чародейная ночь, когда Чернобог окончательно передаёт Коло года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

Эта ночь, когда можно прикоснуться к тем, кто ушёл. А им – шанс достучаться до нас, чтобы подсказать верный путь.(

Обряд или вернее, радение, в эту ночь вполне возможно проводить не в группе, а одному. Разговор со своими родовыми Предками сложно вести вместе со всеми остальными.

Лучше всего радение проводить около в лесу, или, по крайней мере, у живого древа.

По своей сути он больше перекликается с кельтским Белтейном, чем с германской Вальпургиевой ночью.

Но сначала о Вальпургиевой ночи:

Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны — на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой «шабаш».

Поверье это, выведенное также Гёте в 1-ой части «Фауста», сложилось около конца VIII стол., вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще:

так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом; т.е. песнями и плясками, встретить 1-е мая.

Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии, канонизованной в 778 г.

Праздник Белтайн — Начало Лета.

Среди всех кельтских праздников, ведущих свою историю из глубины столетий, есть два величайших. Это Самайн — начало зимы и Белтайн — начало лета.

Они оба указывают на торжество света над темнотой, положительного над негативным и жизни над смертью. Эти праздники особо почитались всеми кельтами, но не было между  ними согласия, какой праздник главнее. Так и дошли они до наших дней равновеликими. 

Белтайн — половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Наряду с Самайном — это день, когда двери «Другого Мира» открывались и что-нибудь могло случиться. Счастливое истечение ночи под утро отмечали вином и орехами. До конца XIX века это был один из важнейших праздников.

Название праздника Белтайн переводится с кельтского как «огонь бога света — Бела (Белинуса)» или просто «яркий огонь». По кельтскому календарю праздник начинается на закате предыдущего дня 30 апреля, когда друиды (кельтские священники, обладающие колоссальной властью) на вершинах окрестных холмов разжигали огромные святые костры, сложенные особым образом из сучьев священных дубов, чтобы прогнать прочь зло и болезни. Между двумя огнями прогоняли домашних животных, чтобы защитить и очистить их. Святой Патрик называл эти костры частью своей христианской миссии. 
      
В этот день все кельты тушили свои домашние очаги, чтобы принести в них частички огня из священных костров, символизировавших солнце, что означало свежее начало для людей. Также устраивались народные гуляния, турниры стрельбы из лука и танцы с мечами. Считалось что если под утро девица умоет свое личико в майской росе, она целый год будет хранить ее юную красоту. В этот день молодые люди ходили в лес и собирали цветы. После они разгуливали по улицам с песней и стучались в двери домов, где их одаривали пивом или сливками, потому что считалось плохим знаком допустить цветок в этот день в дом. Еще в этот день  прыгали через костры для удачи и очищения. 

Во время Белтайна сооружались майские шесты, как часть полюса погруженного в пределы матери-Земли. Это были очень высокие шесты — олицетворение мужского начала.  По традиции они делались из березовых стволов, очищенных от веток. К верхушкам привязывались цветные ленты и люди танцевали вокруг него, держась за них. Как только шест плотно заворачивался в покров лент, движение начиналось в противоположную сторону. Это представляет перемещение энергии между Землей и Небом, которая заставляет расти все сущее. 

Обычно этот день был самым благоприятным для совершения брака (Белтайн — время духовного роста и физического совершенства, а также баланса естественных и сверхестественных сил. Так как Белтайн считался праздником наивысшей человеческой сексуальности и плодородия, то во время его заключались так называемые greenwоod браки, которые были запрещены и преследовались с 1644 года. После этого «браки зеленого леса» заменила христианская форма брака, более формальная по своей природе.

В мифологии с Белтайном — Майским Днем связано множество значительных событий. Первый житель Ирландии Партолан ступил на ее землю именно в Майский День и Сыны Миля — прародители современных ирландцев захватили ее, победив племена богини Дану (Tuatha De Danann) как раз на 1 Мая.

Майский день отмечается в Дублине парадом волынщиков, уличным шествием, флагами, выставками, фейерверками и конечно же несколькими добрыми пинтами пива. 

В костюмах на этот день должен были присутствовать синий и зеленый цвета.
Традиционная одежда кельтов в этот день была — меха и килты. А ворота домов должны быть украшены ветками боярышника — дерева надежды, удовольствия и защиты. 

За праздничным столом древние кельты иногда занимались единоборством, фиктивной борьбой — выполнявшей роль дополнительной тренировки и состоящей, главным образом из толчков и их отражения. 

В сельской местности этот праздник отмечают так: роют большую яму, заполняют её торфом, устраивают костровище, на огонь вешают котелок куда кладут яйца, масло, овсяную муку и молоко, добавляют пиво и виски.
      
Ритуал, начинается с того, что выливают часть варева на землю в честь богов. Затем каждый берет заранее выпеченное печенье из овсяной муки из 9-ти квадратиков. Потом все поворачиваются лицом к костру и отламывают один за другим кусочки, бросают через плечо и произносят:

Этот кусочек я даю тебе, чтобы ты охранял моих лошадей, этот — чтобы ты охранял моих овец и т.д.

В некоторых областях этими хлебцами «задабривают» хищных животных и птиц (лису, орла, ворона), чтобы они не трогали домашний скот. Когда церемония  заканчивается,  начинается праздничная трапеза.
Бельтайн в Англии был известен как Майский день.

И майский шест в этот день, явный фаллический символ, занимал центральное место в английских сельских праздниках. В этот день выбирали Королеву Мая. Люди собирали цветы и зеленые ветки для того, чтобы украсить сам шест, свои жилища и себя. Цветы символизировали Богиню, шест — Бога. Бельтайн — это возвращение жизни, страсти и надежды на совершенство. В этот день люди празднуют плодородие земли и людей.

Потому налицо молодежные гулянки и веселья, после которых июньские свадьбы были и остаются самым обычным делом.

Обычай выбирать Королеву Мая в этот день также любопытен. Она была единственной, кто мог носить зеленую одежду в этот день как бы в честь дружбы людей с феями и эльфами. В этот день сказочный народ появляется между людей и именно к этому дню относятся рассказы о волшебных возлюбленных, исчезающих внезапно. Люди посыпают пороги домов и подоконники лепестками примулы или украшают их зелеными ветками, для того, чтобы волшебный народец не думал проникнуть в жилища людей, пока те празднуют.
        
Перед празднованием необходимо принять ванну, очищающую, во всех смыслах, с травками, цветами, свечами вокруг и благовониями.

Праздновать Бельтайн надо ночью в лесу или около живого дерева. Символы или амулеты в честь брака Бога и Богини развешивают на дереве. Также украшают его ленточками, бусами, цветами. Затем выкладывается круг из камней, собирается алтарь, зажигаются свечи и курильнца.

Сам ритуал начинается с вводного заклинания. Затем призываются Бог и Богиня. Участники благодарят эти силы за то, что пришла весна. Затем традиционно божествам предлагается принесенное Угощение. После посвящения его богам можно начинать есть и пить самим участникам праздника. Еда — обычно сладкая и молочная, например ванильный крем и мороженое. Клубника со сливками. Обязательно — овсяное печенье.

Ткачество и плетение — основные виды искусства в это время года. Соединение двух частей для получения третьей — вот основная идея Бельтайна.

По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь.

На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.

В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. 

Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли  друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.

Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!» («Gude morneen!»)
      
Но огню костра придавалось и очистительное значение: уничтожение всех пагубных влияний и защита общины от всех бедствий, которые могут угрожать людям в течении этого времени года, — гром и молния, град, болезни, злые чары волшебников и колдунов.

Значительное место в приуроченных к Бельтайну обычаях занимала вода.

Магическая сила приписывалась в этот день росе: ею обрызгивали животных, девушки старались в этот день на рассвете умыться майской росой, чтобы быть здоровыми и красивыми.

Многие в этот день посещали «святые» источники. Особенно распространено было паломничество к так называемому «источнику желания», расположенному в той же долине, где в 1746 г. состоялась последняя битва между англичанами и шотландцами.

Каждый паломник бросал в источник мелкую монету, пил из него глоток воды, высказывал свое желание и после этого привязывал кусочек тряпки к ветке стоящего возле источника дерева. Верили, что именно в этот день высказанное у источника желание обязательно исполнится.

Источник: marena99.livejournal.com

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *